avangard-pressa.ru

Задачи, цели сестринского дела» - Медицина

План лекции:

1. понятие «сестринское дело», цели и задачи сестринского дела;

2. понятие об общем и специальном уходе за больными;

3. деятельность Флоренс Найтингел;

4. Международное признание деятельности Флоренс Найтингейл (1820-1910).

5. Организация Общества Красного Креста, его роль в создании школ сестер милосердия.

6. Развитие сестринского дела в советское время.

7. Утверждение положения о медицинской сестре, организация медицинских школ, техникумов.

8. События Великой Отечественной войны. Героизм, милосердие и самопожертвование, проявленные медицинскими сестрами в тылу и на фронтах ВОВ (З.М. Туснолобова-Марченко, И.И. Левченко, Л.С. Кащеева и др.)

К молодежи, выбравшей профессию медицинской сестры, предъявляются следующие требования:

- профессиональная компетентность;

- физическая выносливость;

- порядочность;

- постоянное совершенствование умений и знаний.

Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина - основы сестринского дела.

Сестринское дело(медсестра Дорота Орем, 1971) – помощь человеку в саморегулирование, когда он по каким-то причинам это не может делать.

Сестринское дело (Международный Совет сестер, 1987) – является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболевания, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Эта помощь оказывается медсестрой в лечебных и др. учреждениях, на дому и везде, где есть в ней потребность.

Сестринское дело предусматривает целенаправленный уход за человеком в целях:

его лечения;

облегчения,

укрепления здоровья.

Основные задачи сестринского дела в настоящее время:

1. Обеспечить эффективную подготовку высококвалифицированных медицинских сестёр, способствовать повышению их квалификации.

2. Обучать медицинских сестёр культуре общения с пациентами и членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения.

3. Проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.

4. Обеспечивать высокий уровень медицинской информации.

5. Вырабатывать у медицинских сестёр определённый стиль мышления.

Уход за пациентами является необходимой и важнейшей частью лечения и делится на:

общий уход - включает в себя те мероприятия, в которых нуждается любой пациент независимо от характера его заболевания (инъекции, кормление, раздача лекарств, уборка помещений и т.д.).

специальный уход - те мероприятия, которые применяются только к пациентам определённой группы: хирургическим (перевязки и др.), урологическим (промывание мочевого пузыря) и т.д.

Уход за пациентами является прямой обязанностью медицинской сестры.

Этапы развития сестринского дела:

1 этап - правление Петра I;

По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Несколько позже, по указу Петра I создается «медицинская коллегия» (канцелярия, которая для работы в госпиталях в 1728 г. ввела штатную единицу для женщин по уходу за больными и ранеными). Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. После смерти Петра I все его начинания были прерваны практически на 100 лет.

2 этап - следующий шаг в развитии сестринского дела - появление службы «сердобольных вдов».

В 1803 г, когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году в Москве и в Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения ходить и смотреть за больными». После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвященную возложила особый знак – «Золотой Крест», на одной из сторон которого написано «Сердолюбие». В 1818 г. в Москве был создан Институт «сердобольных вдов», а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Первое руководство по уходу за больными (учебник Х. Опеля, первого организатора службы сестринской помощи в России) на русском языке вышло в свет в 1822 г. В этом руководстве впервые давались основы деонтологии, описывались требования к нравственным качествам ухаживающего персонала. Сестры милосердия принимали участие в Русско-турецкой войне (миссия Красного Креста в Яссах 1877-1878 гг.), Русско-японской войне (1904-1905 гг.), первой мировой войне (1914-1918 гг.).

3 этап - появление в России общин милосердия.

В 1844 г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение – первая в России община сестер милосердия, получившая название «Свято-Троицкая». Здесь не только ухаживали, воспитывали, но и обучали (Кинг Е.В., Седердом Т.И. и др.) сестер милосердия основным гигиеническим правилам ухода за больными, а также некоторым лечебным процедурам.

4 этап - период Крымской войны.

По инициативе Н.И. Пирогова организована Крестовоздвиженная община: устав; разделение сестер → перевязочниц, дежурных, аптекарских, сестер-хозяек; сестры вели журналы, отмечая в нем недостатки по уходу; помогали во время операций. Он инициировал организацию передвижного госпиталя в Екатеринославль → сортировка.

Получает движение женщин из дома на государственную службу (Е. Бакунина, Д. Севастопольская). После войны формируются общины сестер милосердия (в них вступают знатные особы).

Во время Крымской войны отличились многие русские женщины: Даша Севастопольская, Екатерина Ба­кунина, Екатерина Хитрова, Варвара Щедрина и др.

Общество попечения о больных и раненых воинах (Общество Красного креста). Анри Дюнан, швейцарский банкир. В 1863г. предложил: необходимо сформировать группу добровольцев, которые осуществляли бы помощь (уход) раненым (больным) воинам; следует принять международное соглашение по защите этих добровольцев. В 1864г. приняты Женевские конвенции (по защите и помощи раненым и больным воинам; военнопленным; гражданскому населению на театре боевых действий; пострадавшим во время кораблекрушений). В 1863 году на Международной конференции принята эмблема - красный крест на белом фоне в качестве отличительного знака обществ помощи раненым военнослужащим (будущих национальных обществ).

К концу 1912г. в ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сестрами милосердия. В соответствии с уставом в общину принимались только лица христианского вероисповедания. Сестры не получили оплаты за свой труд, а обеспечивались от общины жильём, пищей, одеждой.

После Октябрьской революции сестры милосердия стали называться медицинскими сестрами.

Международное признание получила жизнь и деятельность сестры милосердия англичанки Флоренс Найнтингейл (1820-1910), родилась в итальянской богатой аристократической семье, знала 5 языков, изучала музыку, литературу, математику, естественные науки. В 1851г. в пастерской общине Германии получает сестринское образование. Через 2 года работает в Лондоне в больнице, затем - холерной больнице, королевской больнице, участвует в Крымской войне (1853 – 1856). По ее инициативе увеличивается число сестер милосердия в госпиталях, в результате снижается летальность с 42% до 2%

С ее именем связано появление эмблемы сестринской профессии - женщина со светильником. В Крыму в честь ее заслуг установлен мраморный крест, ее именем назван корабль, а также она была награждена бриллиантовой брошью: Блаженны Милостивы.

В 1860г. Найтингейл организовала первую школу сестёр милосердия. В Англии при больнице Святого Фомы. Она отмечала, что в сестринском деле есть 2 важные области:

уход за здоровыми пациентами;

уход за больными пациентами.

Флоренс Найтингейл применила в здравоохранении научные методы и статистические исследования.

В 1912г. за выдающиеся заслуги в области развития сестринского дела английским правительством был учреждён Международный Фонд и медаль имени Флоренс Найтингейл.

Ежегодно 12 мая в день рождения Флоренс Найтингейл проводится награждение лучших медицинских сестёр во всём мире.

В Белоруссии награждены 6 медицинских сестёр:

§ Туснолобова-Марченко Зинаида Михайловна (1957г.) – г. Полоцк.

§ Шевченко Евгения Максимовна (1967г.) – г. Скидель;

§ Сиренко Екатерина Ефимовна (1971г.) – г. Барановичи;

§ Белухова Софья Васильевна (1975г.) – г. Гомель;

§ Кунцевич Софья Адамовна (1981г.) – г. Минск;

§ Горячук Мария Афанасьевна (1983г.) – г. Гомель;

Вторая половина XIX в. характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Это были повивальные, фельдшерские, зубоврачебные школы, школы для подготовки сестёр милосердия.

В январе 1865г. было открыто первое в Беларуси среднее учебное заведение – Могилёвская повивальная школа. Инициатор её создания Н.М. Мандельштам – один из виднейших деятелей медицины могилёвской губернии того времени. В октябре 1876г. была открыта повивальная школа на 20 человек в г. Гродно.

Кроме того, на территории Беларуси существовали школы при больницах приказа общественного призрения: специальная школа сестринского милосердия в г. Минске (1890-1902г) и фельдшерская школа в г. Витебске (1872-1875г.).

Медицинские школы открывались также некоторыми общественными организациями. Так, в Минске с декабря 1902г. при Общине сестёр милосердия красного Креста были открыты одногодичные курсы подготовки сеттер милосердия. С 1904 по 1910 г. в Минске работала девятимесячная школа повивальная бабок при родильном приюте Минского отделения российского общества защиты женщин.

Не малую роль в подготовке средних медицинских кадров играли частные медицинские школы. В 1907 и 1908 гг. в Минске были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909г. они слились в одну школу, обучение в которой длилось два с половиной года.

Развитие медицинских школ сопровождалось рядом преобразований. В 1869г. в паевое содержание Могилёвской повивальной школы вступила Витебская губерния, поэтому школа официально приобрела межгубернское значение.

В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872г. правительством был учреждён типовой устав фельдшерско-акушерских школ.

На курсах медицинских сестёр изучались латинский язык, физиология, хирургия, гигиена, анатомия, внутренние болезни, уход и первоначальная помощь, фармакология и рецептура. Ежедневно теоретические занятия длились 2 часа, в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому.

В частной школе, чтобы получить звание акушерки второго разряда, необходимо было учиться 1 год, акушерки первого разряда – 2 года, фельдшера – 3года. Школа придерживалась утверждений программы для фельдшерских школ.

1920г. – НКЗ РСФСР утвердил план обучения и программы школ сестер милосердия. Задача: «подготовить ухаживающий персонал у постели больных, умелый, добросовестный, правильно понимающий свою роль в жизни лечебного заведения».

1922г. – школы сестер милосердия переданы в систему Наркомпроса

25 –30 октября 1922г. первая Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию: сестра для лечебных учреждений; по охране материнства и детства; для социальной помощи. Сестра не должна быть механическим выполнителем назначений врача.

1926г. – 2-я Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию: медтехникумы, единые сроки обучения (акушерка – 3 года, сестра – 2,5 года).

Сентябрь 1926г. – Совнарком Белоруссии принял постановление «Об утверждении положения о профессии работника медицинского персонала и борьбе с незаконным лечением». Перечень медицинских специальностей: врач, зубной врач, фельдшер, акушерка, фармацевт, медсестра.

В первые годы после окончания гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в это время была одной из важнейших и самых острых в здравоохранении.

В 1927 году под руководством Н.А. Семашко издано «Положение о медсестрах», в котором определены были обязанности медсестры по уходу за больными.

Во время Великой Отечественной войны здравоохранению Беларуси был нанесен огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80 %. Практически все медицинские школы были уничтожены вместе с оборудованием. В марте 1944 года, после освобождения Беларуси от немец­ких захватчиков, начали функционировать медицинские школы в Могилеве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944 г. в Беларуси было восстановлено 22 сред­них медицинских учреждения. В 1954-1955 гг. медицинские школы Беларуси были преобразованы в медицинские училища. В настоящее время в Респуб­лике Беларусь медицинские кадры со средним медицинским образованием готовят 17 медицинских колледжей, Минское училище повышения квалифи­кации средних медицинских и фармацевтических работников, 10 филиалов повышения квалификации в медицинских колледжах.

Подготовка среднего медперсонала ведется по специальностям:

  1. фельдшерско-акушерское дело;
  2. санитария;
  3. гигиена;
  4. лабораторная диагностика;
  5. техника массажа;
  6. зубное дело, зуботехническое дело;
  7. сестринское дело.

С первых дней ВОВ 1000 врачей, фельдшеров и медицинских сестёр добровольно пошли на фронт. 17 женщинам-медикам присвоено звание Героя Советского Союза. Исключительное мужество и храбрость проявили медики в борьбе за жизнь раненых воинов. Ещё до начала сражений за Сталинград 75 тысяч женщин и девушек Сталинградской области прошли военно-медицинскую подготовку.

За несколько дней санитарка Анна Бондарчук вынесла из поля боя на улицах Сталинграда 120 раненых бойцов.

Евдокия Дуденкова спасла жизнь более 500 воинам, причём 124 тяжелораненых она вынесла из горящего госпиталя в ночь с 23 на 24 августа 1942г. когда фашистские самолёты бомбили город.

В бою за Крым И.Н.Левченко вынесла из горящих танков 28 солдат и офицеров.

Уроженка г. Полоцка Зинаида Туснолобова в начале войны добровольно пошла на курсы медицинских сестер, и после окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три дня боёв оказала помощь 40 бойцам и командирам. Была награждена орденом Красной Звезды. За время боёв Туснолобова вынесла из под огня 123 раненых. В 1957г. она удостоена звания Героя Советского Союза, а Международный Комитет Красного Креста наградил её медалью «Флоренс Найтингел».

Во время ВОВ здравоохранению РБ был нанесён огромный ущерб, но уже к концу 1944г. было восстановлено 22 средних медицинских учреждения. В 1954-55гг медицинские школы были преобразованы в медицинские училища.

Проверь себя

  1. Дайте определение «Сестринскому делу».
  2. Сформулируйте основные цели и задачи сестринского дела.
  3. Дайте определение общему и специальному уходу за больными.
  4. Охарактеризуйте 1 этап развития сестринского дела в России.
  5. Охарактеризуйте 2 этап развития сестринского дела в России.
  6. Охарактеризуйте 3 этап развития сестринского дела в России.
  7. Охарактеризуйте 4 этап развития сестринского дела в России.
  8. Расскажите о жизни и деятельности Флоренс Найтингел.
  9. Охарактеризуйте развитие сестринского дела во второй половине 19 в.

10. Расскажите историю создания и основную деятельность Международного Комитета Красного Креста.

11. На каких основных принципах базируется деятельность Международного Комитета Красного Креста?

12. Охарактеризуйте деятельность медицинских сестер во время ВОВ.

13. Расскажите о жизни и деятельности Зинаиды Туснолобовой.

Тема: «История развития сестринского дела. Задачи, цели сестринского дела».

План лекции № 2:

Ø система подготовки медицинских сестёр в Белоруссии в настоящее время, специализация, система повышения квалификации. Аттестация профессионального уровня;

Ø квалификационная характеристика специалиста;

Ø международные медицинские организации (ВОЗ, Международный Совет медицинских сестёр);

Ø кодекс Международного Совета медицинских сестёр;

Ø ассоциация медицинских сестёр – форма общественного управления сестринским персоналом.

В настоящее время в РБ имеется 17 медицинских училищ, 1 одно училище повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников, 10 филиалов повышения квалификации в медицинских училищах. В мединститутах открыты отделения старших медицинских сестёр.

Подготовка среднего медперсонала ведётся по следующим специальностям:

  1. фельдшерско-акушерское дело;
  2. санитария;
  3. гигиена;
  4. лабораторная диагностика;
  5. техника массажа;
  6. зубное дело, зуботехническое дело;
  7. сестринское дело.

В соответствии со статьёй 17 Закона РБ от 18 июня 1993г. «О здравоохранении», Законом РБ от 29 октября 1991г. «Об образовании», постановлении Комитета Министров РБ от 11 января 1995г. №20 «Об утверждении Положения о профессиональном непрерывном обучении руководящих работников и специалистов» МЗ РБ принято Постановление 11 августа 2004г. «Об утверждении Инструкции о порядке организации повышения квалификации и переподготовке работников системы здравоохранения».

Главным учреждением образования по всем направлениям и видам повышения квалификации переподготовки кадров для работников с высшим средним специальным медицинским образованием является Белорусская медицинская академия последипломного образования.

Специалисты, прошедшие стажировку и приступившие к медицинской деятельности, должны пройти повышение квалификации по полученной специальности в течение первых 3-х лет работы. Повышение квалификации и переподготовки кадров проводится по трём основным видам:

- повышение квалификации;

- переподготовка;

- стажировка.

Обязательное периодическое повышение квалификации специалистов системы здравоохранения осуществляется не реже 1 раза в 5 лет.

Переподготовка медицинских работников со средним медицинским образованием с присвоением квалификации должна быть не менее 600 часов, без присвоения квалификации – не менее 300 часов. Учебный процесс предусматривает следующие виды занятий: лекции, семинары, практические (лабораторные) занятия и т.д.

По окончании обучения проводится итоговая аттестация, которая предусматривает комплексный подход к оценке уровня подготовленности слушателей с использованием различных форм: собеседование, тестирование, зачёт, экзамен и т.д. По положительным результатам итоговой аттестации слушатели получают документы установленного образца, не прошедшим итоговую аттестацию выдаётся справка.

Для оценки профессионального уровня работников учреждений здравоохранения системы МЗ РБ устанавливаются следующие квалификационные категории: вторая, первая, высшая – которые присваиваются в строгой последовательности и в дальнейшем их подтверждения не требуется.