avangard-pressa.ru

Задача на педагогическое стимулирование - Педагогика

Задача 23

В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса:

— Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня.

А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересажи­ваю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помо­щи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.

Вопросы и задания

1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?

2. Можно ли перенести этот прием на подростков?

3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стра­тегии?

Задачи самовоспитания

Задача 24

Бенджамин Франклин (1706—1790) — выдающийся американский просвети­тель и государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости соста­вил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:

• Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

• Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

• Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого заня­тия иметь свое место и время.

• Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукос­нительно выполнять то, что решено.

• Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые, мыс­ли и помыслы.

• Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избе­гать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

• Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты счи­таешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

• Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

• Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам.

• Скромность и т.д.

«Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои чес­толюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта...»[2].

Вопросы и задания

1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в кото­ром они важны для вас, начиная с самого главного.

2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ Я».

Задача 25

Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отно­шение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы:

1. Деятельность — обучение в вузе и самореализация личности студента.

• Хорошо ли я представляю выбранную специальность?

• Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей?

• Какую работу я хотел бы выполнять по окончании вуза?

• Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас? А через пять лет?

• Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим личным требованиям?

2. Человеческие отношения — в семье, в вузе, в общении с друзьями.

• Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей?

• Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

• Умею ли я слушать?

• Навязываю ли я другим свое мнение и свои мысли?

• Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?

3. Здоровье — психофизическое состояние.

• Каково мое самочувствие?

• Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха?

• Занимаюсь ли я спортом?

• Каков мой вес (масса тела)?

• Достаточно ли я сплю?

• Забочусь ли я о своем теле?

• Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состоя­ния?

4. Душевный комфорт — психическое состояние.

• Занимаюсь ли я саморазвитием?

• Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем?

• Посещаю ли я выставки, концерты, театр?

• Есть ли у меня какое-либо хобби?

• Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями?

• Достаточно ли развита моя воля?

• Что я могу сделать для душевного комфорта?

Задача 26

Великий русский педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следу­ющие правила самовоспитания.

1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность с правом ответственности за поступок.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Делать то, что хочется, а не то, что случится.

7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Вопросы и задания

1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?

2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?

3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспи­тания они в большей мере соответствуют?